Опубликовано

Беспилотные автомобили — они уже близко

В 2004 году DARPA объявила о первом соревновании полностью автономных автомобилей. Машины должны были проехать трассу в 230 километров без вмешательства людей. До финиша тогда не добрался никто. С тех пор многое изменилось.

Сегодня в России создана госпрограмма по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта — «Автонет». Один из ее участников «КАМаз», который уже создал прототип беспилотного автомобиля, и готовится к запуску экспериментального маршрута внутризаводских логистических перевозок. В рамках, которого кабины от прессово-рамного до автомобильного завода компании будут перевозиться на беспилотных грузовиках.

Проект носит рабочее название «Одиссей», и оно выбрано не случайно: беспилотный автомобиль ориентирован на то, чтобы уезжать и возвращаться в одно и то же место. Для движения будут использоваться уже существующие внутрикамазовские дороги. Планируется создать диспетчерский пост для дистанционного управления в случае необходимости и контроля за движением.

Первый «Одиссей» собран на основе дизельного грузовика КАМАЗ-43083. Машина оснащена сразу четырьмя типами сенсоров: «глаза» и другие «органы чувств» грузовику заменяют видеокамеры, радары, лидары – лазерные дальномеры и сонары. У авторобота высокоточная навигация (с погрешностью не более 3-5 см) и система связи: промышленный Wi-Fi, 4G и специальный УКВ-диапазон на случай, если заглушены другие каналы связи, то есть экстренный канал. Все данные с датчиков поступают в главный мозг машины – компьютер, где будет происходить обсчёт входящей информации о параметрах движения. Исходя из этого, и будет приниматься решение, как машине себя вести и как правильно выполнять задание.

Это лишь один из беспилотных проектов, над которыми сейчас активно работают специалисты компании в рамках развития камазовских интеллектуальных транспортных систем. По словам Назаренко, после проведения всех необходимых проверок и испытаний машинам-беспилотникам будет предоставлено больше самостоятельности. Проект «Одиссей» – это масштабируемый проект, и одна-две машины на маршруте в будущем превратятся в десятки и сотни.

Авторобот сейчас проходит доработку и калибровку. К концу года перед разработчиками стоит задача спроектировать и изготовить такую же машину на электроходе. Пилотные заезды на «КАМАЗе» планируют начать уже летом 2018 года, а к концу года будут завершены настройки, чтобы с начала нового 2019 года начать выполнять рабочие заезды.

Доработать беспилотную модель и вывести его на дороги общего пользования «КАМаз» планирует к 2025–2027 году.

Как работают беспилотные автомобили

Беспилотник делает то же самое, что и человек за рулем, только мозги у него — электронные, а вместо глаз он использует набор техники.
Камеры. Они «смотрят» в разных направлениях. Эту «картинку» анализирует компьютерная программа, чтобы выявить препятствия, людей, машины и другие объекты на проезжей части, ее границы, разметку и даже знаки.
Стереокамеры. Они определяют расстояние до объектов.
Радар. Он определяет расстояние до объектов с помощью радиоволн, как на боевых кораблях или самолетах. Лидар. Лазерный датчик кругового обзора, который составляет трехмерную карту пространства вокруг машины.
Датчики. Приемники GPS/ГЛОНАСС, инерциальные измерители и сенсоры, которые показывают, с какими скоростями вращаются колеса, куда они повернуты и т. д.

Все эти приборы собирают информацию воедино, программно-аппаратный комплекс ее обрабатывает и выдает нужные решения: газовать, тормозить, поворачивать и т. д.
Самое смешное, что все это — совсем не чудо техники. Многие нынешние серийные машины уже имеют элементы систем самоуправления, взять тот же активный круиз-контроль, автоматически останавливающий машину при появлении препятствия, и систему удерживания в полосе, когда машина сама не выезжает за пределы линий дорожной разметки.